Журнал Электронная музыка
ЖУРНАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА». ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Экспериментальная электроника.
Цифровые технологии
для музыкантов
Sound Art
       О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

 

Электронная музыка. Номер 1 за 2009 год
№ 1. 2009
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 6 за 2008 год
№ 6. 2008
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 5 за 2008 год
№ 5. 2008
Подробнее...


>> Архив номеров

 

MBN

 




Журнал «Электронная музыка»

СТАТЬИ

Главная Статьи Ощущение снега

Ощущение снега

Номер: №1 за 2006 год
Рубрика: Обмен опытом
Автор: Олег Макаров

Замысел этой пьесы родился в феврале 2005 года, когда Москву в течение нескольких недель заносило снегом. Непрекращающаяся метель бросала в лицо колкие снежинки, сугробы почти в человеческий рост высились вдоль тротуаров, постоянно увеличивавшийся слой каши под ногами делал пешеходное передвижение по городу весьма затруднительным. Масса полученных в те дни впечатлений рвалась наружу, и примерно через пару недель после начала снегопадов я стал писать пьесу, которую позднее назвал The Sense of Snow (Ощущение снега).

Основной программой стала Cubase SX версии 2.2. В качестве источника базовых тембров использовался восьмиканальный VST-синтезатор Delta III, в котором понадобилось только четыре канала (3,4,5,6), остальные (1,2,7,8) остались не задействованы. Тембр каждого канала создавался “вручную”, но окончательное звучание в основном определялось дополнительными, включенными в разрыв процессорами эффектов, которых на каждый канал приходилось от одного до трех (в их числе Chorus, Metalizer, Tranceformer, Bitcrusher, Symphonic и Tonic filter, входящие в стандартную поставку Cubase SX, а также Convoluter версии 1.4 из комплекта Anarchy Effects). Также были задействованы шесть каналов эффектов посыла: 1-й канал – ревербератор, три канала – по одному Double delay с разными периодами затухания и разной панорамой на каждом, 5-й – Spektral Delay (с разными затуханиями на разных частотах, меняющихся под воздействием низкочастотной (0,2 – 0,3 Гц) модуляции), 6-й – самый сложный, содержащий включенные последовательно ревербератор, DaTube (имитирующий ламповый усилитель, параметры были настроены на максимальное искажение сигнала), Multiband Compressor и еще один ревербератор для смягчения и рассеивания искажений, вносимых DaTube. Параметры всех вышеперечисленных эффектов, а также панорама и уровень громкости основных дорожек изменялись в реальном времени с помощью дорожек автоматизации микшера.

Остановимся подробнее на некоторых приемах, позволивших создать образ заснеженности, “колкое” звучание снежинок и отрешенно-глухую атмосферу лежащего толстым слоем снега, тихо шуршащего под ногами и гасящего все окружающие звуки. Ключевую роль в этом сыграли Convoluter, BitCrusher и шестой канал эффектов посыла.

Convoluter (от англ. convolution – свертывание) – эффект, применяющий матрицу свертывания (convolution matrix) к разложенному на спектральные составляющие входному сигналу. В результате звук изменяется на протяжении континуума между чистой синусоидой и чистым шумом – в зависимости от параметров настройки convoluter в той или иной степени “вытаскивает” или шумовые, или синусоидальные составляющие входного сигнала. Эффект чрезвычайно прост в управлении – можно изменять всего два параметра: глубину (depth) и ширину (width) матрицы. Глубина регулируется в пределах от -100% до 100%, при этом положительные значения увеличивают шумовую составляющую, а отрицательные – уменьшают; при глубине равной 0 звук практически не изменяется. Ширина матрицы варьируется от 2 частотных полос (bands) до 1024 и влияет на диапазон частот, подвергаемых “свертыванию”. К недостаткам устройства можно отнести отсутствие хотя бы третьего параметра, позволяющего сдвигать центр рабочего диапазона частот в сторону верхних или нижних. Несмотря на то что Convoluter лучше всего работает со звуками не близкими ни к синусоиде ни к шуму, в качестве основного тембра на 5-м канале Delta III был настроен тембр на базе одного осциллятора, дающего чистую синусоиду, слегка смягченную фильтром нижних частот. Последующая обработка Convoluter’ом при параметрах, близких к изображенным на скриншоте, добавила к основному тембру специфические шумовые щелчки, которые придали семи коротким (ок. 0,05 сек) нотам главной темы холодное звучание снежинок, неожиданно брошенных в лицо ветром. Обрабатывая подобным образом ноты еще меньшей (0,02 – 0,03 сек) длительности, звучащие большим массивом на протяжении долгого времени ближе к кульминации первого раздела пьесы, был достигнут эффект метели, которая усиливалась или ослабевала в зависимости от значений параметров Convoluter’а.

BitCrusher – довольно простой эффект, позволяющий плавно изменять качество входного сигнала, прореживая и усекая его за счет понижения битности вплоть до полной неузнаваемости и превращения в шум. Настройки позволяют выбрать один из четырех режимов работы, отличающихся степенью и характером искажений, плавно (с шагом 0,1) регулировать глубину (depth) битов в выходном сигнале, а также влиять на качество сигнала с помощью параметра Делитель семпла (Sample divider), регулирующего степень прореживания сигнала. Созвучия из 5 – 6 нот взятые на 6-м канале Delta III (цифровой осциллятор, дающий сигнал в форме синусоиды с пологими краями), пропущенные через BitCrusher с плавным на всем протяжении звучания понижением bit depth, одновременным увеличением громкости и добавлением реверберации дали довольно интересное “снежное” звучание.

Для создания ощущения улегшегося снега и мягкой тишины во втором разделе пьесы использовался 6-й канал эффектов посыла, о котором говорилось выше. Оба ревербератора были настроены на максимальный объем пространства и время задержки около 3 секунд. За счет того, что сигнал с первого искажался “ламповым усилителем” и через компрессор подавался на вход второго, удалось добиться желаемого эффекта, при этом объемность звучания значительно возросла по сравнению с обычным ревербератором. Этот канал использовался в режиме Pre Fader, поэтому, плавно убирая громкость основного канала до конца и оставив только посыл на эффект, удавалось постепенно “растворять” тембры всех каналов в мягких сугробах.

Остальные плагины, упомянутые в начале статьи, использовались для неглубокой обработки, в основном подчеркивая и обогащая звучания Convoluter’а и BitCrusher’а. Каналы эффектов посыла, содержащие Double Delay с разным временем задержки и панорамой, при “цепном” использовании (один плавно уводится, одновременно с введением следующего, и т.д.) позволили создать ощущение объемной, “крутящейся” метели.

 


НОВОСТИ

  • Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
    подробнее + фото

  • Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
    подробнее + фото

  • Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
    подробнее + фото

  • АНОНСЫ

    3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010
    II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
    подробнее

    Все анонсы

     

           О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

    © «Электронная музыка» 2006-2008 гг.
    © ООО Издательство «Приборостроение» 2006-2008 гг.
    Дизайн © Олег Макаров 2006-2008 гг.
    Дизайн логотипа © Patrick K.-H. 2008 г.
    Веб-реализация и поддержка: Майя Медкова