Журнал Электронная музыка
ЖУРНАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА». ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Экспериментальная электроника.
Цифровые технологии
для музыкантов
Sound Art
       О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

 

Электронная музыка. Номер 1 за 2009 год
№ 1. 2009
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 6 за 2008 год
№ 6. 2008
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 5 за 2008 год
№ 5. 2008
Подробнее...


>> Архив номеров

 

MBN

 




Журнал «Электронная музыка»

СТАТЬИ

Главная Статьи 15 лет Ассоциации электроакустической музыки России

15 лет Ассоциации электроакустической музыки России

Номер: №1 за 2006 год
Рубрика: События
Автор: Майя Медкова

Московская осень 2005В 1990 году стараниями энтузиастов электронной музыки Эдуарда Артемьева, Анатолия Киселева, Владимира Комарова и Андрея Родионова при Союзе композиторов была основана Ассоциация электроакустической музыки (АЭМ). Ее появление было вызвано веянием времени. Многие композиторы уже создавали свои домашние студии, используя первые компьютеры, приспособленные для написания музыки. К сегодняшнему дню они прошли путь от простеньких “Ямах” и “Атари” до современных PC и MAC, оснащенных мощными средствами цифровой записи и обработки звука. А 15 лет назад общение для небольшой группы энтузиастов новых компьютерных технологий было необходимо как воздух. Во всем мире велось обучение основам электронной и компьютерной музыки, проходили фестивали, конкурсы, а Россию на них представлял лишь Э. Артемьев да еще несколько человек. Объединившись в АЭМ, российские музыканты сразу становятся членами Международной конфедерации электроакустической музыки (ICEM) при UNESCO, и с 1990 года ни один сколько бы заметный международный форум электронной музыки не проходит без участия российских композиторов.

При Союзе композиторов создается Экспериментальная лаборатория электронной и компьютерной музыки (руководители А. Киселев и А. Родионов), где получили начальные навыки работы музыканта на компьютере многие наши композиторы. С 1990 года без концерта электронной музыки не проходит ни один фестиваль “Московская осень”. В Россию приезжают выдающиеся деятели электронной музыки: Джон Чаунинг, Янис Ксенакис, Карлхайнц Штокхаузен, Роберт Муг, Кристиан Клозье, Пьер Булез, Лео Куппер и многие другие. Непосредственное общение с ними, мастер-классы, лекции дали мощный толчок для развития электронной музыки в нашей стране. Члены АЭМ (А. Васильев, В. Белунцов, А. Киселев, Т. Комарова, С. Крейчи и другие) организуют обучение электронной музыке во многих музыкальных учебных заведениях Москвы и других городов. Издается оригинальная учебная литература, пишутся статьи (В. Белунцов, С. Крейчи, Ю. Дмитрюкова, А. Киселев, А. Родионов, М. Катунян, А. Козлов, В. Шилов).

С недавних пор молодежь получает возможность для стажировок в лучших зарубежных электронных студиях. Как результат, российские композиторы стали получать призы на международных конкурсах электронной музыки. Впервые международные организации начинают приглашать наших, уже широко известных на Западе, композиторов для осуществления своих проектов в их студиях на коммерческой основе (Э. Артемьев, А. Киселев, В. Комаров, В. Николаев, А. Васильев). Сегодня компьютер широко вошел в нашу жизнь, и его роль в музыке – от простой замены карандаша при написании партитур до виртуального оркестра и студии звукозаписи на столе, готовой выпускать конечный продукт – уже очевидна для всех. Увеличивается количество членов Ассоциации, количество созданной в электроакустическом жанре музыки, растет всеобщий интерес к компьютеру для музыкантов.

В рамках фестиваля “Московская осень-2005” 25 ноября в Московском Доме композиторов состоялся ежегодный концерт электроакустической музыки. Концерт особенный, праздничный, потому что в 2005 году российской Ассоциации электроакустической музыки исполняется ровно пятнадцать лет.

На балконе – обычная подготовительная суматоха: отлаживают звук, дают последние указания музыкантам на сцене, привычно сетуют на старые колонки, тщетно пытаются разобраться в принципах работы новой хитроумной осветительной установки и говорят сразу на трех языках одновременно – на русском, французском и английском. Понимают друг друга с трудом, но когда все же нужная дорожка уже выбрана и все кнопки нажаты, необходимость продираться сквозь дебри чужих языков отпадает – для музыки, тут же захватывающей собой все пространство зала, не существует лингвистических и национальных границ.

Эдуард Артемьев, Анатолий Киселев, Франсуаза Барьер, Юлия Дмитрюкова на открытии концерта электроакустической музыкиТоржественность и уникальность мероприятия подчеркнул тот факт, что почетным гостем концерта стала Франсуаза Барьер – композитор, директор Института электроакустической музыки (IMEB) города Бурж (Франция), а также президент Международной конфедерации электроакустической музыки, специально приехавшая в Россию для того, чтобы поздравить российскую Ассоциацию с юбилеем и принять участие в концерте.

Публики, в рядах которой присутствовал и сам министр культуры РФ А.С. Соколов, собралось много – большой зал Дома композиторов заполнился практически полностью.

Франсуаза Барьер обратилась с приветствием ко всем собравшимся и выразила свою радость по поводу того, что, несмотря на тяжелые условия, недостаточное финансирование и другие трудности, электроакустическая музыка в России все же не только выживает и развивается, но и имеет свой собственный национальный характер и свое уникальное лицо. Приветственную речь произнес и президент российской Ассоциации – композитор, народный артист России Эдуард Артемьев. В роли ведущего как всегда выступил заслуженный деятель искусств России, вице-президент Ассоциации композитор Анатолий Киселев.

Концерт открылся композициями для фонограмм без живых инструментов. Первым прозвучало сочинение Олега Макарова “Ощущение снега”, посвященное московским снегопадам. Антон Ровнер представил две части своей электронной симфонии “Висби”, написанной им в электронной студии на одноименном шведском острове. Затем прозвучали “Интернет-сюита” Андрея Родионова и сочинение петербургского композитора Александра Бердюгина “Ночной колокол”, созданное с использованием семплов настоящих колоколов.

Далее на сцену стали выходить исполнители. Настоящим героем (а вернее, героиней) вечера стала Олеся Ростовская, солировавшая во всех произведениях для терменвокса. Ее профессиональное владение этим инструментом и завораживающие, почти магические движения рук неизменно заставляли зал замирать в восхищении. Она также представила свое новое сочинение “Русский колокол” для пленки, терменвокса и валдайских колокольчиков, перенеся слушателей в светлый мир просторов России.

Пронзительную, возвышенную и светлую “Песнь души” для терменвокса, вибрафона и фортепиано представил слушателям Валерий Белунцов. Партию фортепиано композитор исполнил сам, а звуки подвластного Олесе Ростовской терменвокса создавали волшебную иллюзию поющего живого голоса. Анатолий Киселев представил публике свое сочинение “Мир против хорала” для терменвокса и электроники, созданное в буржской студии и посвященное духовным проблемам: церковь и современный сумасшедший мир.

Также были исполнены произведения “Вслед парящим облакам” Тараса Буевского для электронных и фортепиано, “Голос Термена” Владимира Комарова для терменвокса и электроники (об этой пьесе и ее истории мы планируем рассказать в следующем номере журнала), “Confession” (“Признание”) Станислава Крейчи для терменвокса и электроники и “Криптофоническая пьеса” Александра Райхельсона для пленки и двух скрипок.

Завершился концерт исполнением сочинений двух президентов – международного и российского. Эдуард Артемьев представил публике свое потрясающее по красоте электронно-вокальное сочинение “Белый голубь”. Объявляя этот номер, Анатолий Киселев рассказал сидящим в зале о том, что в скором времени они смогут услышать новое сочинение мэтра – музыку к выходящему на экраны многосерийному телефильму “Доктор Живаго”. Франсуаза Барьер привезла на фестиваль свое новое произведение “Accord de Sons” (“Согласие звуков”), которое она посвятила тревожащей умы европейцев проблеме войны в Ираке, совершенно неожиданно вставив в электронную канву пьесы щемящее сердце звучание аккордеона.

В целом же можно отметить, что концерт оставил самое светлое впечатление. Приятно видеть, что после пятнадцатилетней проверки временем в Ассоциации по-прежнему царит “согласие звуков”.

 


НОВОСТИ

  • Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
    подробнее + фото

  • Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
    подробнее + фото

  • Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
    подробнее + фото

  • АНОНСЫ

    3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010
    II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
    подробнее

    Все анонсы

     

           О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

    © «Электронная музыка» 2006-2008 гг.
    © ООО Издательство «Приборостроение» 2006-2008 гг.
    Дизайн © Олег Макаров 2006-2008 гг.
    Дизайн логотипа © Patrick K.-H. 2008 г.
    Веб-реализация и поддержка: Майя Медкова