Журнал Электронная музыка
ЖУРНАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА». ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Экспериментальная электроника.
Цифровые технологии
для музыкантов
Sound Art
       О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

 

Электронная музыка. Номер 1 за 2009 год
№ 1. 2009
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 6 за 2008 год
№ 6. 2008
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 5 за 2008 год
№ 5. 2008
Подробнее...


>> Архив номеров

 

MBN

 




Журнал «Электронная музыка»

СТАТЬИ

Музыка для синтезатора,
№2 за 2007 год

Майя Медкова

Джон Эпплтон. Русский композитор

Джон Эпплтон«Знаменитый создатель “Синклавира”», “пионер электронной музыки”, “известный электроакустический композитор” – все эти определения кажутся тусклыми и безжизненными на фоне того невероятно живого и неординарного человека, к которому они относятся.

Как говорит он сам, композитор – это тот, кто делает шаг вперед. В жизни Джона Эпплтона таких шагов много. Когда его однокурсники писали двенадцатитоновую музыку – он резал и склеивал магнитофонную пленку. Когда его объявили авангардистом – он отстаивал свое право писать инструментальную музыку. Когда существующие инструменты перестали соответствовать его творческим потребностям – он просто взял и изобрел новый. Когда возникла необходимость в создании фонотеки электронной музыки – организовал первый в мире международный конкурс в этой области. А когда его перестал удовлетворять уровень преподавания электронной музыки в учебных заведениях – создал новую образовательную программу. Его полный драматических событий жизненный путь – это всегда поиск новых форм, новых средств и новых смыслов – “борьба за то, чтобы быть услышанным” [1].

Голливудская история

Джон Говард Эпплтон (Jon Howard Appleton) родился 4 января 1939 года в Лос-Анджелесе (Калифорния, США). История его жившей в Голливуде семьи вполне могла бы лечь в основу увлекательного голливудского фильма. Его отец, урожденный Хаим Эппель Бойм (Chaim Eppel Boim), бежал из Молдавии в Соединенные Штаты Америки от погромов. Поселившись в Манхэттене, он сменил имя и стал Чарльзом Леонардом Эпплтоном. С будущей женой, американкой Хелен Флоренс Якобс, Чарльза Эпплтона объединили политические взгляды – они оба были членами коммунистической партии и оба верили в то, что будущее мира за советской идеологией. После рождения старшего брата Джона семья Эпплтонов переехала в Лос-Анджелес, где обоим супругам удалось найти себе работу в киноиндустрии: Чарльз устроился сценаристом на студию “20th Century Fox”, а Хелен – монтажером на “MGM”.

Однако, как пишет Джон в своей автобиографии: “Как и многие будущие спасители мира, мои родители лучше справлялись с проблемами человечества, чем с ежедневными и более прозаичными нуждами семьи” [2]. Когда в семье родился второй ребенок, “коммунистический” брак окончательно распался. Отец ушел из дома, и для маленького Джона наступили трудные времена. Через два года отчаянных попыток совместить работу и воспитание сыновей, Хелен приняла решение отдать детей в приют, а затем, когда они немного подросли – в военную академию. Не удивительно, что первые детские воспоминания Эпплтона имеют горький привкус.

Когда Джону было шесть лет, его мать вновь вышла замуж – за музыканта Александра Вальдена Бомштейна (Alexander Walden Bomstein), родившегося в Уфе, сражавшегося в рядах Красной Армии, а в 1925 году эмигрировавшего в Америку. Именно русский отчим “Саша”, как называет его Джон, настоял на том, чтобы забрать мальчиков домой и воспитывать их в полноценной семье. И именно он привил Джону огромную любовь к музыке. Мечтавший стать балетным танцором, ковбоем, пожарником или, на худой конец, композитором, мальчик окончательно склонился в сторону последнего варианта. Он хотел быть похожим на своего любимого приемного отца-музыканта, а тот, вовремя заметив музыкальную одаренность сына, старался всячески поощрять и развивать ее. Правда, годы спустя Александр, ничего не понимавший в электроакустической музыке, выражал серьезные сомнения по поводу стремления Джона работать в этом направлении. Однако тот все равно считает, что отчим внес наибольший вклад в его становление в качестве композитора.

Благодаря принадлежавшей Александру обширной коллекции музыкальных записей, Джон познакомился с мировой музыкальной классикой, а также с русской народной музыкой. Кроме того, у мальчика появился собственный радиоприемник, и он не спал ночами, слушая по нему классическую музыку. С 1945 года Эпплтон начал брать частные уроки игры на фортепиано. К десяти годам у него уже имелись и некоторые опыты в композиции – музыкальная комедия с недетским названием “Следующий любовник” и фортепианный “Марсианский концерт”. Попробовал он и учиться петь – прошел прослушивания в хор мальчиков города Колумбус и был принят в школу этого хора в Принстоне (штат Нью-Джерси). Однако в начале второго года обучения голос сломался, и Джон был вынужден вернуться в Лос-Анджелес.

Но вернуться пришлось в совершенно другой мир...

Продолжение читайте в печатной версии журнала

Сноски

1.Так называется неоконченная автобиография Эпплтона – «Борьба за то, чтобы быть услышанным: автобиография американского композитора» («Struggling to be Heard: Autobiography of an American Composer»).
2. Appleton J. Notes for Appleton Syntonic Menagerie 2. 2002.

 


НОВОСТИ

  • Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
    подробнее + фото

  • Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
    подробнее + фото

  • Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
    подробнее + фото

  • АНОНСЫ

    3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010
    II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
    подробнее

    Все анонсы

     

           О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

    © «Электронная музыка» 2006-2008 гг.
    © ООО Издательство «Приборостроение» 2006-2008 гг.
    Дизайн © Олег Макаров 2006-2008 гг.
    Дизайн логотипа © Patrick K.-H. 2008 г.
    Веб-реализация и поддержка: Майя Медкова